Сначала мы постарались выяснить особенности познавательной деятельности инвалидов по слуху. Ведь на наших мероприятиях в рамках проекта им предстоит осваивать финансовые знания и умения.
В восприятии информации у глухих людей большую роль играет зрительный канал. Поэтому результативность их познавательной деятельности зависит от визуализации базовых финансовых понятий, их связей и отношений.
Важна наглядность, краткость и простота представления алгоритмов выполнения финансовых действий.
Следует помнить еще об одной важной особенности в восприятии информации глухими людьми: более медленный темп, быстрая утомляемость, пропуск деталей.
Мы попробовали посмотреть информационные ресурсы по финансовой грамотности в сети интернет "глазами глухих людей". И вот что у нас получилось.
Сегодня работает довольно большое количество интернет-площадок по финансовой грамотности. Но большей части глухих людей они мало чем могут помочь. Почему? Потому что для глухого человека русский язык является, по сути, иностранным языком. И в этой ситуации глухому человеку сложно ориентироваться в огромном массиве текстового контента. Иначе говоря, этот контент, безусловно, полезный и интересный сам по себе, совершенно не адаптирован к особенностям инвалидов по слуху.
Отсутствует видеоконтент, представленный на русском жестовом языке (РЖЯ) – родном языке глухих людей, проживающих в России. Напомним, что по данным Всероссийского общества глухих, в России около 13 млн. людей имеют проблемы со слухом, 300 тыс. из них – глухие.
Приятным исключением стали:
• Банк России, который распространяет видеоролики по финансовой грамотности на РЖЯ, и
• Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество глухих», на сайте которой размещен цикл видеороликов на темы финансовой грамотности, подготовленных при поддержке ЮниКредит Банка, и Глоссарий финансовых и банковских терминов на РЖЯ.