Общий замысел проекта и некоторые представления о финансовых онлайн-тренажерах, конечно, наша команда имела к моменту написания заявки на конкурс проектов, реализуемых при поддержке Фонда президентских грантов.
Однако, как только мы приступили к реализации проекта и начали детально прописывать характеристики финансовых тренажеров, оказалось, что возможных направлений, на которых можно сосредоточиться, огромное множество!
Как же выбрать то, что НУЖНО и ПОЛЕЗНО нашим благополучателям, людям из маломобильных групп населения, прежде всего, пенсионерам и инвалидам, имеющим ограничения в социальных контактах и общении?
Этот вопрос всегда возникает перед исполнителями социально ориентированных проектов. Ресурсы, кадровые, временные и финансовые, всегда ограничены количеством исполнителей, сроками и бюджетом. Успеть сделать все - невозможно, поэтому в любом проекте мы всегда делаем выбор в пользу одних возможностей, отказываясь или существенно ограничивая другие.
Итак, как определить, от чего нам можно отказаться, а что надо обязательно предусмотреть в тренажерах для наших благополучателей, без чего обойтись нельзя? Где искать ответ на этот вопрос? Конечно, у самих благополучателей!
И здесь нам на помощь пришел метод фокус-группы. Суть организации фокус-группы в том, чтобы собрать небольшую группу людей из числа потенциальных благополучателей проекта, и задать им несколько вопросов, ответы на которые помогут исполнителям проекта лучше понять мнения и запросы благополучателей. Эта информация хорошо помогает "заточить" будущий продукт проекта под нужды конкретной социальной группы людей.
Мы уточнили у наших потенциальных благополучателей-добровольцев такие вопросы:
- Часто ли они пользуются современными платежными сервисами? (банкоматами, платежными терминалами, онлайн банком, дистанцонной системой заказов, сервисами электронных услуг ЕГПУ и МФЦ, делают ли покупки в интернете)
- Что им нравится, а что не нравится в использовании этих сервисов?
- Легко ли им пользоваться этими сервисами?
- Какой имеют удачный и неудачный опыт пользования этими сервисами?
- В чем нужна поддержка и помощь, чтобы свободно пользоваться этими сервисами?
>>> В нашем случае фокус-группа выявила те области повседневного финансового поведения людей, их жизненные знания и умения, где могут потребоваться улучшения и изменения.
К примеру, оказалось, что многие люди боятся лишний раз нажимать на кнопки платежных автоматических устройств или сервисов, не будучи уверенными, какие действия последуют за этим. Какая-то часть людей не может найти нужные устройства (или команды), например, для распознавания карты. Другие люди боятся, что карта застрянет в банкомате, и ничего не знают о бесконтактном считывателе и так далее.
>>> Благодаря организованным фокус-группам мы стали лучше понимать, на чем следует «сфокусировать» работу людей на финансовых онлайн тренажерах.