В Алтайском крае идет первый этап проекта по созданию финансовых онлайн тренажеров с использованием средств гранта Президента Российской Федерации

На 1 этапе проекта "Финансовые онлайн-тренажеры для маломобильных групп населения", который АНО "Научно-образовательный центр "Открытые инновации" реализует с использованием средств гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, ведутся работы по созданию тренажеров для развития умений грамотно пользоваться банкоматами, платежными терминалами и сервисами онлайн банка.

Рассказывает руководитель проекта Елена Белорукова: "Каждый раз, приступая к работам в очередном проекте, мы открываем для себя много интересного и нового в тех вещах, на которые раньше не обращали особого внимания. Вот и в этот раз создание финансовых тренажеров для отработки "живых" навыков, которые нужны "здесь и сейчас" пользователям банкоматов, терминалов и онлайн банков, потребовали от нас разобраться, как минимум, в трех областях:

  • как новые технологии меняют банкоматы и терминалы?
  • какие программные инструменты эффективны при создании интерактивных финансовых тренажеров?
  • какие особенности психологии пользователей из числа маломобильных групп населения надо учитывать, чтобы веб-версия финансовых тренажеров стала для них удобной, дружелюбной и доступной?  

Современные платежные устройства быстро "умнеют" с помощью новых технологий: увеличивается количество функций и операций, скорость выполнения операций, распространяются бесконтактные способы платежей. Все это мы попробуем предусмотреть в финансовых онлайн тренажерах, которые создаем в рамках нашего проекта".  

Как новые технологии меняют банкоматы и платежные терминалы?

Кто из вас знает, когда появились первые банкоматы в мире и России, и чем они отличались от сегодняшних?

Первое устройство, отдаленно напоминающее привычный нам банкомат, появилось в 1939 году. Его создал ученый из США  Лютер Симджян. Придуманный им аппарат умел выдавать денежные средства, но не мог списать со счета пользователя выданную наличность из –за отсутствия соединения с банком. 

27 июня 1967 года в Лондоне установили более совершенный банкомат. Создателем этого устройства был Джон Шепард-Баррон, который работал в компании De La Rue, фирме, производящей бумагу для денег во многие десятки стран мира.

Шепард-Баррон взял за основу принцип работы автомата по продаже шоколадных батончиков. Только конфеты он заменил на деньги. Его банкомат не умел работать с карточками. Он принимал ваучеры, которые клиент должен был получить в банке заранее. Для защиты от подделки на ваучеры наносили метку из слаборадиоактивных знаков. В эту же метку был заложен PIN-код, который нужно было ввести на клавиатуре банкомата. Лондонский банкомат, как и его предшественник, тоже не имел связи с банком. Поэтому проверить состояние счёта было невозможно. Сумма для снятия была ограничена 10 фунтами стерлингов.

В Советском Союзе первые банкоматы появились в 1991 году. Они умели выдавать не наличные деньги, а дорожные чеки American Express. А первый полноценный "денежный" автомат установили в Москве в гастрономе "Новоарбатский" в 1994 году.

Какие программные инструменты эффективны при создании интерактивных финансовых тренажеров?

Рассказывает ведущий IT-специалист проекта Юрий Козырев: "Тренажер должен имитировать процесс взаимодействия пользователя с аппаратным устройством или платежным сервисом. Проблемы наших благополучателей во многом связаны с их неумением "вступать в диалог" с современными техническими устройствами. Людям нужны такие "игровые" условия, в которых они могут тренироваться, свободно действовать и ошибаться в безопасном пространстве, чтобы потом в реальной жизненной ситуации действовать уверенно и без ошибок.

Интерактивная программа наглядно демонстрирует непосредственно на тренажере порядок действий, которые сопровождаются визуальными и голосовыми подсказками для выполнения той или иной операции (шага-действия). Анимация показывает пользователю то действие, которое ему необходимо выполнить. На экран выводится текстовая информация и воспроизводится голосовая подсказка о необходимом к выполнению действии.

Мне очень интересно работать в этом проекте, пробовать использовать различные инструменты, сравнивать их возможности и ограничения, экспериментировать, создавая современные IT-решения для финансового просвещения населения.

Возможности тренажёров позволяют не только многократно и безопасно воспроизводить приближенную к реальной ситуацию выполнения финансовых действий, но и корректировать поведение человека в ней, закреплять грамотные алгоритмы действия".

Какие особенности психологии пользователей из числа маломобильных групп населения надо учитывать, чтобы веб-версия финансовых тренажеров стала для них удобной, дружелюбной и доступной?  

Рассказывает разработчик контента для финансовых тренажеров Елена Жаркова: "Нам хочется создать финансовые тренажеры "с человеческим лицом", чтобы людям было не только полезно, но и приятно заниматься на них, взаимодействовать с ними. Очень важна спокойная цветовая гамма; позитивные персонажи, которые помогают понять, что происходит; тембр голоса виртуального тренера и еще много-много других эмоциональных мелочей.

Тренажеры для отработки навыков пользования банкоматами, терминалами и онлайн банками, конечно, не должны в своем UX/UI дизайне далеко "уходить" от своих жизненных прототипов. В то же время на тренажере можно укрупнять и приближать отдельные визуальные элементы, показывать их в различных ракурсах, чтобы люди могли их рассматривать внимательно, спокойно и без спешки.  А потом в реальной ситуации находили без всяких затруднений на платежном устройстве. 

Для развития грамотных навыков людям нужна возможность совершать пробные действия, пробовать нажимать на различные команды, смотреть, что из этого получится,  допускать ошибки и самим исправлять их в том числе с помощью голосовых, визуальных, звуковых и текстовых подсказок".

© 2021 АНО «Научно-образовательный центр «Открытые инновации»