Цифровая карта культурных путешествий по Чуйскому тракту: горный перевал ЧикеТаман
Проехав село Хабаровка, на 663 км Чуйского тракта цифровой карты культурных путешествий, которая создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, нас ожидают встречи с красивейшим перевалом Чике-Таман, видами на старый Чуйский тракт, места совершения церемоний поклонения Алтаю, Памятник строителям Чуйского тракта с великолепной фотопанорамой на заднем плане и, конечно, смотровые площадки.
За красоту перевал Чике Таман воспевают в стихах:
Немало есть у нас в Отчизне
Красивых мест… Но я б назвал
Прекраснейшей минутой жизни
Чике-Таманский перевал!
(Казимир Леонидович Лисовский)
Чике-Таман – живописный горный перевал, огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. По поводу этимологии названия Чике Таман есть две версии: 1) в переводе с алт. Чике Таман значит – прямая, узкая как подошва (О. Молчанова); 2) Даван (монг) – перевал, Чике – крутой, обрывистый. Это водораздел рек Малого и Большого Ильгуменя, гранитный массив, через который проходит Чуйский тракт. Подъем протяжённостью 7 км начинается у села Хабаровка, спуск составляет 4 км. Высота перевала составляет 1460 м над уровнем моря (по другим источникам – 1 250 м), хотя из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. С 1996 г. перевал объявлен памятником природы Республики Алтай. Режим его посещения – свободный.
Дорога в этих местах существовала с незапамятных времён. Здесь были найдены следы древней, так называемой – китайской дороги, которая, предположительно, была построена в Х–ХII вв. До начала ХХ в. через Чике Таман вела лишь узкая вьючная тропа. От Хабаровки к границам Монголии путь был исключительно верховым. В 90-е годы устраняются отдельные «гиблые» места на всем протяжении этого участка: расширяется тропа, уравниваются выступы скал, убираются камни, укладываются некоторые деревянные настилы и каменные барьеры. В 1903 г. было завершено строительство новой дороги через перевал, получилась конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. После дополнительной реконструкции (1924-1925 гг.) стало возможным и автомобильное движение через Чике Таман. До сих пор заметны следы дороги, построенной в начале ХХ в. Для любителей острых ощущений можно проехать перевал по старой дороге. При этом помните, что движение по ней однополосное и встреча с другими автомобилями доставит некоторые неудобства.
Трасса, по которой проходит движение сейчас, была построена в 1984 г. Она представляет собой горный серпантин дороги, пробитой в гранитных скалах восточного отрога Теректинского хребта. Работы по прокладке современной дороги поистине колоссальны. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу.
Чике-Таман, как и все перевалы, для алтайцев служит местом совершения церемоний поклонения Алтаю, здесь воздаются почести духу местности с тем, чтобы дорога путешествующего была без препятствий. Не торопитесь спуститься с перевала, поднимитесь на смотровую площадку, куда ведут ступеньки бетонной лестницы вдоль кустов караганы, увешанной лентами. Здесь также расположены кафе, сувенирные лавки.
В 2017 г. установлен памятник строителям Чуйского тракта с фотопанорамой на заднем плане. С вершины перевала среди скал можно увидеть старую дорогу, петляющий внизу. Ее прозвали «Тёщин язык». Если пройти дальше, то можно попасть на старый Чуйский тракт со смотровыми площадками. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на долину реки Малый Ильгумень с одной стороны, и с другой – на долину реки Большой Ильгумень. Прогуляйтесь по смотровой площадке старого участка трассы. Интересно, что одной из версий по созданию новой трассы перевала в 80-х годах прошлого века была идея создания тоннеля через гранитный массив горы.
С северной стороны склоны Чике-Тамана сплошь покрыты маральником. Поэтому в период весеннего цветения маральника все горы покрыты розово-сиренево-фиолетовым цветом. Великолепное зрелище!
От перевала Чике-Таман дорога идёт через тополиные и берёзовые рощи вдоль средней Катуни.
Замечательно сказал о Чуйском тракте в этой части поэт:
Дорога есть,
Дорога ждёт,
Дорога вечно вдаль зовёт,
Дорога – друг,
Дорога – путь,
Дорога – жизнь,
Дорога – суть.
(Александр Суразаков)
А вот что гласит алтайская легенда о перевале Чике Таман:
Жили две сестры Улу и Кем. Обе были красавицы, очень дружны между собой. Так случилось, что однажды к их родителям приехал богатырь свататься к одной из сестер. Обе девушки влюбились в богатыря с первого взгляда. Богатыря звали Чике-Таман. Родителям не хотелось разлучать любимых дочерей, тогда они решили обеих дочерей отдать богатырю в жёны. Все были довольны. Чике-Таман женился на сестрах… Он был мудрым человеком, во избежание ссор между жёнами, он поселился между ними, посередине. Старшая Улу забралась под его левую подмышку, а младшая – Кем, под правую. Случилось так, что на Алтай напали враги. Тогда, чтобы спасти жён и себя, богатырь превратился в гору Чике-Таман. Своих жён он превратил в реки: Большой Улегем (Б. Ильггумень) и Малый Улегем (М. Ильгумень). Так и остались они вместе на века.
От устья реки Большой Ильгумень до устья реки Чуи небольшие курганы, каменные стелы становятся привычной частью пейзажа. Кое-где в урочищах сохранились даже каменные бабы с прорисованными лицами. К сожалению, большинство из них уже вывезены отсюда в различные музеи.
На вершине перевала расположены торговые ряды с сувенирами, продукцией местного производства и точки быстрого питания. Здесь же есть общественный туалет и обзорная площадка с видами на старую и действующую дорогу.