Цифровая карта культурных путешествий по Чуйскому тракту: Семинский перевал
На 583-м км Чуйского тракта на цифровой карте культурных путешествий, которая создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, обозначен знаменитый Семинский перевал. От Бийска до Семинского перевала 239 км. Перевал находится в 6 км к югу от границы Шебалинского и Онгудайского районов Республики Алтай. Ближайшие населенные пункты – село Топучая (перевал начинается сразу после него) и село Каракол. Чтобы добраться до Семинского перевала, надо ехать из Бийска до села Усть-Сема, расстояние между ними примерно 150 км. Перед селом будет развилка, на которой нужно повернуть направо, по указателю в сторону Ташанты. Можно пересечь Катунь и по старому мосту в самой Усть-Семе.
Семинский перевал – знаковая достопримечательность горного Алтая, высота над уровнем моря – 1717 метров. Рядом расположена наивысшая точка Семинского хребта – вершина Сарлык (2506 м), которая сохраняет на склонах снега даже в знойное лето и доступна для восхождения.
Старинное алтайское название Семинского перевала – Дьал-Менку («Вечная грива»). Название перевала происходит от монгольского слова «себи» – крепость. Старожилы говорят, что во время одного похода войска решили напрямую пройти по перевалу. Войска отправились в путь через перевал, но пройти его не смогли. Назвали его Себи – крепость, а лесистую гору, соединяющуюся с перевалом, и ее вершину назвали Туйун-Туу – замкнутая, закрытая гора.
Семинский перевал разделяет речные долины рек Урсул и Сема. С перевала начинается 11-километровый спуск к долине реки Урсул в селе Туэкта. Начало подъёма (там, где находится вывеска) – 500 м после переезда через мост реки Сарлык, на 574,3 км. Высшая точка Семинского перевала находится на 582,4 км Чуйского тракта.
По мере подъема на перевал природа постепенно меняется – на смену соснам и лиственницам приходят кедры и можжевельник. Здесь растут кедровый стланик, карликовая березка, мох, родиола розовая, кровохлебка, остроиглая роза, кукушкин лен, водосбор, горечавка, ветреница, белая герань.
Перевал имеет несколько почвенно-растительных поясов: лесостепной, лесной или горно-таёжный и высокогорный. Верхний представлен карликовой берёзкой и кедровым стлаником. В травяном покрове растут герань белоцветковая, горец змеиный, кандык, ветреница алтайская, водосбор клейкий, горечавка холодная, кровохлёбка альпийская, золотой корень, кукушкин лён, этажный мох. Среди них имеется четыре эндемика (специфическая составная часть какой-либо флоры, фауны): кровохлёбка Азовцева, роза остроиглая, родиола морозная, дендрантема выемчатолистая. В районе перевала находится промысловые места по сбору кедрового ореха.
На вершине перевала почти всегда ветреная погода, а зимой часто бывают метели и снегопады. Летом не слишком жарко, около 15 градусов тепла. А зимой умеренно холодно – средняя температура января от 16 до 18 градусов. Считается, что Семинский перевал – это своеобразная граница между «популярным» и «настоящим» Алтаем.
Перевал относится к памятникам природы общероссийского значения. Является границей между Алтаем Центральным и Южным.
Семинский перевал – один из самых высоких автомобильных перевалов в Горном Алтае, имеет плавные подъем, спуск и повороты. Несмотря на высоту 1717 метров, переезд по нему довольно комфортный. Протяженность дороги через перевал – 20 км.
Дорога пересекает Семинский хребет между вершинами Сарлык (2507 м) и Вершиной Тияхты (1900 м) в том месте, где хребет изменяет направление с широтного на меридиональное, а с севера к нему примыкает Чергинский хребет. На север с перевала стекает река Сема, на юг – Туэкта.
Семинский перевал является древним местом обрядово-магической практики. Об этом свидетельствуют находки больших бронзовых котлов в окрестностях перевала. То, что эти котлы были важной составляющей единого культового объекта, не вызывает сомнений, возможно, они играли роль чаши-дарницы, через которую осуществлялись подношения духам, хозяевам тайги.
Здесь можно увидеть памятники обоо – это места поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяин обоо – духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения.
Известный знаток алтайской этнографии Андрей Викторович Анохин отмечал, что каждый алтаец «при переезде через гору считал долгом в честь духа этой горы положить камень или ветвь: от этого постепенно составляются кучи камней и ветвей с примесью ленточек и конских волос, которые называются обоо».
На вершине перевала между 1958 и 1961 годами была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи.
Два с половиной столетия назад алтайцы, спасаясь от джунгарских войск, ушли под защиту русских крепостей и приняли подданство России.
Тяжелые события этих лет нашли свое широкое отражение в исторических преданиях алтайцев. Русский миссионер Василий Иванович Вербицкий записал алтайское сказание, в котором говорится о вторжении в Горный Алтай в составе китайских войск монголов под начальством Чадака, прибывших для покорения алтайцев. Но эта акция успеха не имела. Алтайский отряд, по свидетельству источника, в сражении между Яломаном и Улегемом наголову разгромил захватчиков.
Возвращаясь, Чадак записал на скале Бичикту-Кая, находящейся на правом берегу Катуни, недалеко от устья реки Чуй, печальную историю своего похода.
И хотя алтайцы отбились от монголов, сами понесли большие потери. И тогда они, взойдя на гору Дьал-Менку (Вечная Грива) и видя свой край опустошенным и разграбленным, сложили известную песню о разорении Алтая: «... Словно серым ковром, ты окутался весь. От роскошных лесов оголенный. Где ж величье твое, где краса твоя днесь, О Алтай мой, Алтай разоренный?».
Учитывая сложившуюся обстановку, многочисленные письма зайсанов, запросы и разъяснения пограничного и Сибирского губернского начальства, царское правительство издает 2 мая 1756 г. указ о принятии алтайцами российского подданства.
Сегодня в районе Семинского перевала, в том числе, в селе Онгудай, есть несколько турбаз, гостиниц и гостевых домов с самыми разными вариантами размещения. В учебно-тренировочном центре «Семинский» построены кафе, гостиницы, где удобно отдохнуть. Здесь оборудованы летние беговые дорожки для лыжероллеров, зимний горнолыжный спуск с вершины горы и горнолыжный подъёмник. Разместиться на ночлег и попариться в бане можно в парке Уч-Энмек, в одном из стилизованных аилов. Сам перевал комфортно обустроен – на вершине и недалеко от нее работает парковка, есть туалет, сувенирные лавки, кафе, продаются мед и кедровые орехи. Действует сотовая связь всех основных операторов. Ближайшая АЗС – в селах Онгудай и Шебалино, их здесь даже несколько на выбор. Есть здесь и автосервис. В селах можно купить продукты, хозяйственные товары, одежду и многое другое.
Еще одна достопримечательность неподалеку – урочище Башадар в природном парке Уч-Энмек. Оно находится за селом Боочи Онгудайского района. Археологи нашли здесь 57 древних объектов (курганов, жертвенников, петроглифов), большая часть которых относится к пазырыкской культуре.
Наконец, можно отдохнуть в самом Каракольском природном парке Уч-Энмек. Это особо охраняемая территория в бассейне реки Каракол. В парке есть небольшое озеро Ару-Кем и множество мелких озер. Особенное место парка — комплекс петроглифов на горе Бичикту-Бом, древнейшие из которых относят к скифскому периоду. Чтобы попасть в природный парк, нужно зарегистрироваться заранее.
Туюкские озера находятся в районе Семинского хребта, хорошо заметны с горы Сарлык. Имеют статус памятника природы и снежно-дождевое питание. Отличаются особой чистотой воды. Состоят из двух водоемов, разделенных несколькими километрами горного склона. Верхнее озеро находится на высоте более 2400 метров, нижнее – около 2100 метров.