Цифровая карта культурных путешествий по Чуйскому тракту: село Шашикман, Место Силы
По ходу нашего следования по цифровой карте культурных путешествий, которая создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, обозначен 628-й км Чуйского тракта. На нем видим село Шашикман Онгудайского района Республики Алтай. Село Шашикман (Шишихман, Шешекман, Шашыкман) – населенный пункт с насаелением менее 1000 человек. В селе есть магазин, закусочная, мини-пекарня. Жители заняты в СПК, КХ и ЛПХ овцеводством, мараловодством, коневодством и скотоводством. Имеются Шашикманская средняя общеобразовательная школа, детский сад «Солнышко», библиотека, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, магазины. В центре села памятник героям Великой Отечественной войны. Связь обеспечивают почтовое отделение, «Ростелеком», «МТС», «Билайн».
Село Шашикман тянется вдоль берега одноименной реки. Рядом расположена гора Межелик, которая является местом силы и входит в состав легендарного «алтайского треугольника». За поселением тоже находятся археологические памятники-могильники комплекса Балык-Соок – земляные или покрытие дерном каменные курганы периода раннего железа.
Маршруты Каракольской долины проложены по территории священных земель, обладающих огромным энергоинформационным потенциалом. Тысячелетиями на данной местности совершали свои магические обряды шаманы. Эта территория «акупунктурная» точка планеты. Здесь расположены целые группы древних курганных захоронений и большое количество наскальных рисунков. Считается, что все эти древние памятники в призме традиционной культуры коренного населения представляют собой информационный код законов мироздания. Здесь можно услышать уникальное горловое пение алтайских сказителей, отведать блюда национальной кухни: молочную водку – арачку, блюдо из баранины – дюргум, кровяную колбасу, провести свой ночлег в традиционных алтайских жилищах – аилах.
В 2 км от устья реки Каракол сакральное место священной долины – целый комплекс наскальной живописи «Бичикту-Кая-Бом» (обрывистая каменная гора с надписями). Весь южный склон горы состоит из плит, этажами громоздящихся друг на друга. Вдоль узких тропинок стоят гладкие коричневые, с красной патиной трех четырехметровые скалы. Почти на всех их есть рисунки. Всего здесь зафиксировано несколько сотен изображений, расположенных от подножья до вершины в несколько ярусов. Большинство изображений относится к средневековью, а часть – к периоду бронзы – раннего железа.
Под названием «Царские курганы» скрываются следующие комплексы курганов: Пазырыкские, Башадарские, Укокские, Туэктинские. Это одно из самых значимых открытий археологии 20 в.
Огромные насыпи, покрытые камнями, благодаря постоянной минусовой температуре сохранили нетленные тела, предметы одежды, быта, украшения, что позволило с высокой точностью установить облик похороненных людей (европеоиды со светлыми волосами).
Башадарская группа курганов – особое место, что подтверждается системностью расположения курганов и обнаружением геомагнитных полей в пределах данной системы, которые реагируют на нахождение в этой зоне человека; множество археологических памятников: стелы, каменные оградки, курганы с балбалами – основная их часть ориентирована на священную вершину трехглавую Уч-Энмек – «пуповину» Земли.
В 1950 году археологическая экспедиция раскопала два Башадарских кургана, а в 1954 году – два Туэктинских. В результате этих работ был получен совершенно исключительный по обилию, разнообразию и научной ценности материал.
Раскопки больших «Царских курганов» в Горном Алтае дали уникальный археологический материал, но одежд скифского периода в них было не много. Курганы были потревожены еще в древности, одежда с тел погребенных сорвана, многое пропало или было повреждено настолько, что не поддавалось атрибутации.
Замечательны вырезанные из дерева и покрытые листовым золотом грифы – накладки на седельные луки из второго Башадарского кургана. Грифы изображены с распростертыми крыльями, распущенным хвостом и повернутой в сторону головой. В этих изображениях обращает на себя внимание особая «чешуйчатая» разделка перьев на груди, подобная ассирийской или древнефиникийской времени средней империи.
В 2003-2004 гг. экспедиция под руководством Алексея Николаевича Дмитриева (Институт геологии ОИГГиМ СО РАН) в Онгудайском районе обнаружила «магнитный диполь» большой интенсивности, расположенный недалеко от сдвоенного кургана из группы Башадарских курганов. Магнитометр, размещенный в максимуме «диполя», обнаружил, что время от времени магнитное поле начинает сильно меняться – наблюдаются макровариации амплитудой до 10 тысяч нТл, причем происходят они локально, только в этом месте.
Кроме того, выявилось, что «диполь» реагирует на присутствие людей – после выхода оператора из зоны поле постепенно упало на 800 нТл в течение 10 мин.
При работе на Башадарской группе курганов обнаружен микрогеофизический объект – магнитная аномалия, состоящая из близко расположенных максимума и минимума магнитного поля.
Налево от долины реки Каракол село Кулада (30 км от тракта). Вдоль реки Кулада по обе стороны грунтовой дороги обнаружены двухметровые менгиры с рунами.
В селе Кулада музей с каменными бабами на территории.
Эл-Ойын – национальный праздник алтайского народа, проводимый раз в два года (по четным годам), в июле, в живописной долине Кабайлу-Межелик близ села Ело Онгудайского района Республики Алтай.
Название праздника можно перевести как «всенародные игры, всенародный праздник». Первый раз его отметили в Онгудайском районе в 1988 году, и затем Эл-Ойын имел статус «кочующего» праздника, теперь он проводится опять в селе Ело.
Именно здесь в 1756 году 12 алтайских глав родов составили письмо императрице Елизавете с просьбой принять в подданство Российской империи малочисленный алтайский народ, которому грозило полное уничтожение со стороны Китая.
В период праздников в древности прекращались междоусобицы, а вчерашние противники становились участниками своеобразных «олимпийских игр» Центральной Азии.
Цель сегодняшнего праздника – сохранение традиций, обычаев алтайского народа, развитие народного творчества, взаимообогащение культур народов.
На праздник собираются тысячи зрителей и участников со всего Алтая и съезжаются делегации из Тувы, Монголии, Казахстана, Хакасии и других регионов. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок.
Колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов, сочетается с гостеприимностью народа. Открытие праздника сопровождается театрализованным представлением на тему героического эпоса.
Эл-Ойын продолжается три дня. За это время на различных площадках, обустроенных в долине, проходят многочисленные спортивные и культурные мероприятия.
Программа праздника включает национальные спортивные состязания в 9 видах спорта:
куреш – национальная борьба,
ок- jaa адыш (карчага сайны) – стрельба из лука,
кодурге таш – поднятие камня,
гиревой спорт тебек – набивание жестка – игра с жонглирование кусочком свинца, обернутым в козью шкуру (ногами),
шатра – алтайские шашки,
Камчы – упражнение с плёткой – камчи – выбивание плетью бабок;
Тонжан Дьюгирш (бег тонжанов),
Таш мергедеш – метание камня 20кг,
лазание на кедр.
Самым прекрасным зрелищем на этих праздниках являются конные виды спорта: национальное рискованное родео – «Эмдик уредиш», Ат-чабыш – гладкие скачки, эмдик уредиш – объездка необученной лошади, ат эртеш – седлание коня, Кок бору – конное поло, конная эстафета, Эчки блаажары – козлодрание.
Заключительное выступление спортсменов-конников на быстроногих лошадях – аргымаках – кульминация спортивного праздника. Победителя ждет ценный приз.
Прекрасные театрализованные представления на фоне природы создают эффект древности. Перед гостями праздника выступают сказители и мастера горлового пения, певцы, танцоры, исполнители народной музыки на национальных музыкальных инструментах: струнныех (икили, топшур, домбра), щипковых (джадаган), духовых (амыргы, шоор, сыбыскы (из бересты), эдиски (из листвы, травы), комус), ударно-шумовых (тунур, тыркырууш, кузуни, туйгактар, арба), язычовых (комыс).
В рамках Эл-Ойына работают выставки-ярмарки изделий народных промыслов, проводятся различные мастер-классы и конкурсы.